fomasky (fomasky) wrote,
fomasky
fomasky

Categories:

Великий киносказочник

Оригинал взят у raasta в Великий киносказочник


8 Марта 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения главного киносказочника Александра Артуровича Роу.Сын ирландца и гречанки родившийся в костромской губернии, выучившийся в промышленно экономическом техникуме где стал активным участником агиттеатра «Синяя блуза». Закончил киношколу имени Бориса Чайковского, после учился в Драматическом техникуме имени Ермоловой. Работал ассистентом у Якова Протазанова, но всегда мечтал работать самостоятельно. Первый его фильм был фильм-сказка «По щучьему велению» вышедший на экраны в 1938 году. И уже в этой ленте проявился его талант, он работал вдохновенно, изобретательно. К примеру, когда, во время съемок не успели отснять зимние эпизоды - снег растаял: "Придумали в картину внести новую сцену - "Обернись, зима лютая, летом красным". Так вышли из положения с зимней натурой, и картина обогатилась новым трюком - переходом из зимы в лето на глазах у изумленного зрителя". Фильм был встречен зрителями с восторгом, при чем не только детьми, но и взрослыми. С тех пор Роу не изменял своему призванию и снимал только сказки. И надо отдать ему должное сказки – были призванием Александра Артуровича. Именно он показал нам лучшую Бабу Ягу в исполнении Георгия Милляра, первый раз она появилась в сказке Василиса Прекрасная, причем Милляр сыграл в этом фильме три роли – гусляра, отца и Бабы Яги, но запомнилась и полюбилась всем зрителям именно Баба Яга, и начал именно этот образ кочевать из фильма в фильм.



Про «Василису Прекрасную» поговорим отдельно. Роу пытался расширить жанровые возможности фильма-сказки, и в результате «Василиса Прекрасная» была выстроена по законам лирической драмы. Во время съемок «Василисы Прекрасной» Роу обратился к землякам-умельцам из загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной и 5 метров высотой, внутри которого размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею - настолько тот был страшен.
Позже была экранизация сказки Ершова «Конек – горбунок» вышедший в 1941 году. В вышедшем на экраны в 1944 году фильме «Кощей Бессмертный» стиль был изменен, это был скорее военно-приключенческий фильм, в котором кощей олицетворял всемирное зло, а русский богатырь его побеждал.



Новым крупным успехом режиссера стал фильм Марья-Искусница (1959), где особенно удались эпизоды в подводном царстве Водяного с эффектным для своего времени применением комбинированных съемок.



Он снял множество добрых сказок, вводил новые приемы и элементы. В его фильмах появилась бабушка рассказчица, от имени которой сказка и представлялась. Роу удавалось перерабатывать народный фольклор, вводить в него новые элементы, новых персонажей.



Важным вкладом Роу в развитие его излюбленного жанра стали фильмы, в которых в сказку попадали сверстники юных зрителей. Такая попытка была сделана уже в фильме Новые похождения Кота в сапогах (по сценарию С.Михалкова). Еще более удачным примером стала сказка Королевство кривых зеркал, юная героиня которой, советская школьница, попав в волшебное королевство, обретала своего двойника (эти роли сыграли близнецы Оля и Таня Юкины).





От фильма к фильму у Роу совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актеры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — и все. А на их недоуменные возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актерское образование». Но у него был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей. Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.





Лучший фильм Александра Роу «Морозко» наглядно демонстрирует всё перечисленное выше. Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов, среди которых и Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции, 1965. Его фильмы: “Огонь, вода и … медные трубы», «Варвара-краса длинная коса», «Золотые рога», «Вечера на хуторе близ Диканьки» … знают и любят не только в нашей стране. С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.
Александра Артуровича уже нет с нами, он умер в 1973 году, но дело его продолжали поклонники его таланта. В Москве существует школа эстетического воспитания имени Александра Роу. О задачах школы основанной в девяностые годы, говорит основатель и директор школы Мария Пустовалова, — дети богатых родителей уезжали для учебы за границу, а дети из малообеспеченных семей воспитывались на улице. Наша школа взяла на себя ответственность за воспитание разносторонне развитой творческой личности — патриотов России с глубокими моральными устоями. И в этом мы считаем себя преемниками великого режиссера Александра Роу, на чьих великолепных кинокартинах выросли целые поколения российских детей. В школе проводятся занятия по актерскому мастерству, вокалу, живописи, хореографии, этике и этикету, истории театра и музыки... Причем набор в школу осуществляется с 4 лет: это именно тот возраст, когда пора начинать развивать в ребенке ассоциативное и творческое мышление, хорошие манеры, грамотную речь, вырабатывать правильную осанку, чувство вкуса и стиля. Занятия идут по специальной программе, разработанной Институтом развития личности. Мастер-классы с учащимися проводят народные артисты — педагоги ВГИКа Грамматиков, Ясулович, Михайлов и другие.
Сказки сказками, но у школы, увы, есть проблемы, вследствие которых она может прекратить свое существование уже в 2016-м, в Год российского кино.

Tags: Человек, вечная память, дата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments